Часто задаваемые вопросы

Информация:

В каких случаях не требуется получение разрешения на строительство?


Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:


1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;


2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);


3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;


4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;


4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;


4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;


5) иных случаях, если в соответствии с Градостроительным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. К таким случаям согласно ст. 18 Закона Республики Адыгея от 24 июля 2009 г. N 280 "О градостроительной деятельности" относятся объекты для:


- устройства площадок для детей, площадок для отдыха и выгула собак в соответствии с установленными регламентами и действующими нормативными требованиями;


- организации открытых спортивных и игровых площадок без специального покрытия и устройства дренажа и возведения на них капитальных зданий и сооружений;


- возведения и установки малых архитектурных форм и элементов благоустройства, расположенных на земельных участках общего пользования;


- устройства водозаборных колодцев и скважин личного пользования на участках индивидуального жилищного строительства в соответствии с существующими регламентами и действующими нормативами;


- пристройки к жилому дому веранды, крыльца и других элементов организации наружного выхода, если данные строения не регламентированы иными требованиями.


- строительства и реконструкции линий электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, предусмотренного Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", для создания технической возможности технологического присоединения потребителей электрической энергии и обеспечения надежного, качественного и бесперебойного снабжения электрической энергией.


- строительства и (или) реконструкции газопроводов низкого и (или) среднего давления при обязательном наличии следующих условий:


а) проектное рабочее давление в указанных газопроводах составляет не более 0,3 МПа;


б) расстояние от газоиспользующего оборудования до существующих сетей газораспределения, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 300 метров в городских поселениях и не более 500 метров в сельских поселениях.


 


Возможно ли осуществлен ие индивидуального жилищного строительства в зоне среднеэтажной жилой застройки?


В соответствии с частью 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.


В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса РФ документом территориального планирования муниципального образования городского (сельского) поселения является генеральный план городского (сельского) поселения, которым определяется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.


В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ:


«…8) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;


9) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства».


В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.


В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.


В случае подготовленной и утвержденной документации по планировке территории, строительство объектов капитального строительства должно осуществляться в соответствии с указанной документацией.


В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.


Также в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны кроме прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.


Таким образом, строительство объектов капитального строительства на земельном участке должно осуществляться только в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.


Возможно ли внесение изменений в правила землепользования и застройки и каков порядок внесения таких изменений, если границы земельного участка расположены в нескольких территориальных зонах или разрешенное использование земельного участка не соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки?


Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки предусмотрен статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которого правообладатель земельного участка вправе обратиться с предложениями о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон и изменения градостроительных регламентов, установленных в пределах границ соответствующей территориальной зоны.


Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки.


Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.


Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.


 


Требуется ли разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных правилами землепользования и застройки, для получения разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства?


Документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрены частями 3 и 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.


В соответствии с частью 4.1 ст. 55 ГрК РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при вводе объекта в эксплуатацию не требуется.


 


Какие могут быть основания для отказа во вводе в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства?


В соответствии с частями 6 и 7 ст. 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:


1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;


2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;


3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;


4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства).


Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме выше указанных оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в орган местного самоуправления выдавший разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Отсутствие разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при вводе объекта в эксплуатацию не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.


Порядок и проведение общественных слушаний при принятии градостроительных решений?


В соответствии со ст. 24, ст. 31, ст. 39, ст. 40, ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) органами местного самоуправления, с учетом результатов публичных слушаний, принимаются решения:


- об утверждении генеральных планов поселений и городских округов,


- об утверждении правил землепользования и застройки,


- о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования,


- решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства,


- об утверждении документации по планировке территории.


Согласно указанных статей, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений:


- статьи 28 ГрК РФ по рассмотрению проекта генерального плана поселения или городского округа, проекта правил землепользования и застройки;


- статьи 39 ГрК РФ по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования или по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;


- статьи 46 ГрК РФ по рассмотрению проекта планировки территории и проекта межевания территории.


Статьей 28 ГрК РФ предусмотрен следующий порядок проведения публичных слушаний:


- публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений;


- при проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения. Законом Республики Адыгея от 3 мая 2007 г. N 83 «О предельной численности лиц, проживающих или зарегистрированных на части территории населенного пункта поселения или городского округа в случае его разделения на части для проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов» установлено, что при разделении территории населенного пункта поселения, городского округа на части для проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается в размерах: для населенных пунктов сельского поселения - пять тысяч человек, для населенных пунктов городского поселения - семь тысяч человек, для сельских населенных пунктов городского округа - семь тысяч человек, для городских населенных пунктов городского округа - пятнадцать тысяч человек;


- в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению;


- участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.


- заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";


- срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.


В соответствии с частями 11-15 статьи 31 ГрК РФ:


- при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки Глава муниципального образования принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта;


- продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта;


- при подготовке правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.


При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории, согласно части 11 статьи 46 ГрК РФ, срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.


Срок проведения публичных слушаний по рассмотрению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования и по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца, в соответствии с частью 7 статьи 39 ГрК РФ.





Требуется ли получение разрешения на реконструкцию в случае изменения характеристик помещения (квартиры) в многоквартирном доме в результате пристройки?



В случае планируемого изменения параметров объекта капитального строительства – многоквартирного дома, определенных в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно - его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройки, перестройки, расширения объекта капитального строительства, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, получение разрешения на реконструкцию многоквартирного дома и в последующем разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является обязательным. Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Под перепланировкой жилого помещения, согласно Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Таким образом, получение разрешения на реконструкцию многоквартирного дома является обязательным в случае, если параметры планируемых изменений соответствуют установленным в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


У мужа больше года в собственности находится участок на земле населенного пункта сельскохозяйственного назначения для дачного строительства (так написано в кадастровом паспорте на землю). К нашему участку примыкает земля сельхозназначения, но не относящаяся к земле населенного пункта, с другой стороны - земля под ИЖС на земле того же населенного пункта. Нужно ли нам брать разрешение на строительство или мы можем воспользоваться т.н. "дачной амнистией" - строиться, а потом регистрировать дом? Можем ли мы использовать материнский капитал при работе с подрядчиком? Когда (до или после строительства) нужно подавать заявление об изменении статуса земель, чтобы перевести участок из дачного строительства в ИЖС?


Земельный участок может быть либо из земель населенных пунктов, либо из земель с/х назначения. Одновременно и то, и другое быть не может. Для строительства на дачном земельном участке не требуется разрешение на строительство (см. ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Вы сможете зарегистрировать право собственности на дом в упрощенном порядке, предоставив в Росреестр документы на земельный участок и собственноручно заполненную декларацию об объекте недвижимого имущества. Строение в любом случае должно строиться с соблюдением строительных норм и правил. Поэтому Вам необходимо изучить Правила землепользования и застройки Вашего муниципального образования, там содержится информация о градостроительном регламенте земельных участков, расположенных в той или иной территориальной зоне.

Для того, чтобы использовать материнский капитал для строительства жилого дома, необходимо иметь участок, предоставленный для ИЖС (см. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"). Подать документы для перевода участка в другую категорию лучше до начала строительства.





Поставил на участке коробку, ввести в эксплуатацию не успею. Какой алгоритм действий для продления аренды участка под индивидуальное жилищное строительство?



Согласно ч. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенногостроительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

- собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в пп. 1, в случае, если уполномоченным органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Таким образом, вы можете попробовать продлить аренду, но для этого необходимо зарегистрировать право собственности на недострой. В этом случае администрация не сможет просто выставить участок на аукцион. Она должна будут сначала обратиться в суд с требованием продать недостроенный объект с торгов (в этом случае доход с продажи будет возвращен вам за вычетом расходов на проведение торгов). Если недострой купит третье лицо, то ему землю предоставят в аренду без проведения торгов для завершения строительства.



Муж продал унаследованную квартиру за 1 500 000 руб. и в тот же день заключил договор долевого участия встроительстве квартиры стоимостью 2 000 000 руб. В этой квартире был сделан капитальный ремонт на 1 200 000 руб. (есть документы, подтверждающие стоимость ремонта). Имеет ли жена право на раздел этой квартиры при разводе? Может ли муж доказать, что квартира была приобретена на деньги от продажи унаследованной квартиры, и не делить ее с бывшей женой?



При разводе жена имеет право на раздел квартиры.

Согласно ст. 37 Семейного кодекса РФ, имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

Теоретически муж может доказать, что квартира приобретена на деньги от продажи унаследованной им квартиры, опираясь на то, что договоры заключены в один день, и на выписки с банковского счета, доказывающие, что именно эти деньги пошли на покупку новой квартиры.

Но не делить ее с бывшей женой он не может, т.к., во-первых, разница между стоимостью квартир составляет 500 000 руб., значит, была доплата за счет общих средств супругов, если не будет доказано иное; во-вторых, капитальный ремонт - значительное вложение (почти половина стоимости).

Учитывая стоимость ремонта и дополнительные 500 000 руб., при разделе можно претендовать на долю от 1/3 до 1/2. А. Орлов Правовед.RU 22 мая 2015 г.



Каков сейчас порядок согласования проектно-сметной документации в органах государственного пожарного надзора?



Государственный пожарный надзор не участвует в согласовании проектно-сметной документации. Государственную экспертизу проектов документов территориального планирования, проектной документации осуществляют соответствующие управления и отделы государственной строительной экспертизы.



На каком основании возможно проведение работ по сохранению объекта культурного наследия?



В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) сохранение объекта культурного наследия - это ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Статьей 42 Федерального закона допускается ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. На основании пункта 1 статьи 45 Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Минкультуры России предоставляет государственные услуги в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - приказ Минкультуры России от 28 июня 2012 года N 683 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения"; - приказ Минкультуры России от 13 мая 2013 года N 491 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по согласованию проектной документации по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации". Органы охраны субъектов Российской Федерации предоставляют вышеуказанную государственную услугу в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - приказ Минкультуры России от 22 ноября 2013 года N 1942 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия"; - приказ Минкультуры России от 30 июля 2012 года N 811 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия". При этом согласно пункту 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается при проведении работ по сохранению, в случае если затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.



Если администрация поселения самостоятельно поменяла вид пользования земельного участка в связи с изменениями в генеральный план, то кто должен оформить правоустанавливающие документы в юстиции - администрация или собственник? Где это прописано?



Порядок, в соответствии с которым должно происходить внесение изменений в связи с изменением вида разрешенного использования, следующий. Согласно ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с этой статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе, об изменении вида разрешенного использования земельного участка. При поступлении документов орган кадастрового учета самостоятельно вносит изменения в государственный кадастр недвижимости (ч. 3 ст. 16 того же закона). В настоящее время база ГКН и база ЕГРП - это одно и то же, поэтому соответствующие изменения в Единый госреестр прав вносятся автоматически. Таким образом, изменения должны быть внесены без вашего участия. За выдачей повторного свидетельства о госрегистрации права на участок с новыми данными в Росреестр должны обратиться именно вы, оплатив госпошлину за выдачу повторного свидетельства. Делать это необязательно, если вы в ближайшее время не будете распоряжаться участком. Внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования в части основных, вспомогательных и условно разрешенных видом использования не влечет автоматического изменения вида разрешенного использования каждого земельного участка, расположенного в пределах данной территориальной зоны. Тем более, когда земельные участки находятся в частной собственности. Согласно ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и/или максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных в ч. 8 этой статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Таким образом, участки могут использоваться правообладателями так же, как раньше (без изменения вида разрешенного использования) до тех пор, пока они не соберутся строить или реконструировать дом, например, или осуществлять какие-то другие мероприятия на земельном участке. Тогда у правообладателей возникнут проблемы. Естественно, никто не выдаст разрешение на строительство дома на землях, которые в соответствии с Правилами землепользования и застройки находятся на землях общего пользования. Однако права собственников и других правообладателей в этом случае нарушены, т.к. не соблюдены принципы, на основе которых утверждаются Правила землепользования и застройки. Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: - создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; - создания условий для планировки территорий муниципальных образований; - обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; - создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: - возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; - функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 этого же кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; - определенных Градостроительным кодексом РФ территориальных зон; - сложившейся планировки территории и существующего землепользования; - планируемых изменений границ земель различных категорий; - предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; - историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения. Таким образом, в данном случае нарушены права землепользователей. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке - согласно ч. 4 ст. 32Градостроительного кодекса РФ. Н. Янкина Правовед.RU 24 мая 2015 г.



Жилой дом построен без разрешения на строительство (зарегистрирован в упрощенной форме), на земельном участке категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного и подсобного хозяйства". Как составить заявление на присвоение почтового адреса жилому дому? Какие документы нужно к нему приложить?



В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" Минфином РФ утверждена унифицированная форма заявления на присвоение адреса (форма 146). К заявлению нужно приложить копию паспорта, копии свидетельств о праве собственности на земельный участок и на дом, копию договора купли-продажи, технический план строения и топографическую съемку земельного участка в масштабе 1:500. Госпошлиной присвоение почтового адреса не облагается. Е. Горюнов Правовед.RU 25 марта 2015 г.



Каков минимальный размер участка, который можно получить в аренду под строительство производственного помещения?



Согласно ст. 38 Градостроительного кодекса РФ целью установления предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства заключается в таком регулировании землепользования и застройки на территории муниципального образования, при котором при сохранении публичных начал решение вопросов строительства и реконструкции оставалось за застройщиком, который мог бы самостоятельно, а не с разрешения или согласования регулирующих органов государственной власти или местного самоуправления выбрать подходящий вариант строительстваили реконструкции из вариантов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Вместе с тем установление минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, и максимального процента застройки в границах земельного участка позволяет защитить права собственников соседних земельных участков, а также граждан, проживающих на данной территории, от практики так называемой "точечной застройки", при которой новые объекты капитального строительства размещаются среди уже существующих застройки, часто без учета требований нормативных документов.

Для участков на территории поселений общие ограничения устанавливаются СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), а конкретные - местными градостроительными нормативами, правилами землепользования и застройки. Орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности в соответствии со ст. 8, 32 Градостроительного кодекса РФ может устанавливать свои требования к территории застройки. Для каждого муниципального образования они будут индивидуальны. Вы можете обратиться в отдел архитектуры вашего города или района и изучить Правила землепользования и застройки Вашего муниципального образования. Во-первых, Вы увидите, в какой территориальной зоне возможно выделение участков для строительства производственных помещений. Во-вторых, для каждой территориальной зоны определены минимальные и максимальные размеры земельных участков.